В Минске состоялась конференция единоверческих приходов
18.11.2011 00:43

22 октября 2011 года в Минске состоялась конференция единоверцев с участием представителей Прибалтики, Беларуси и России. Часть докладов была посвящена современному состоянию единоверия в Русской Православной Церкви. По их итогам возникла интересная дискуссия. Высказывались предложения обратиться в церковноначалие с просьбой о воссоздании единоверческого епископата, который был учрежден на соборе 1917-1918 гг.. Предлагались варианты обращений. Высказывались критические замечания по состоянию единоверческих приходов в настоящее время, в частности, о разобщенности приходов, о незначительном объеме межприходских мероприятий. Особое внимание уделялось вопросу клиросного пения и богослужебного чтения. Было принято решение об организации мастер-классов для изучения погласиц чтения в Минске, Москве и Санкт-Петербурге. По итогам конференции была принята резолюция. Публикуем доклад настоятеля Никольского единоверческого храма о.Петра (Чубарова) "Современное состояние единоверческих приходов РПЦ".

 

Современное состояние единоверческих приходов РПЦ.

В начале 20 века Единоверие представляло мощное направление в Русской Православной Церкви. Вспомним всем известную статистику. В начале 19 века единоверческих приходов было не более двух десятков, в 1837 году их число около 70, в 1851 году – 179 единоверческих приходов, в 1896 году – 256 приходов, а в начале 20 века их число достигало нескольких сот (по некоторым данным, около 600). Существовали единоверческие монастыри и скиты. Работали единоверческие типографии, издавались единоверческие книги и журналы, в частности Журнал «Правда Православия». Организовывались единоверческие конференции и съезды. Например, первый Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев) состоялся в Санкт-Петербурге в 1912 году. В его работе участвовало 256 делегатов.

В настоящее время насчитывается около 20 старообрядных приходов в Русской Православной Церкви. Это немного, но по сравнению с недавним прошлым это значительное увеличение. При ВЦС РПЦ создана комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В частности, эта комиссия занимается делами единоверческих приходов. В нее входят два единоверческих священника. В Москве регулярно в рамках Рождественских чтений работает Единоверческая секция. В этом году в епархиях РПЦ вводится ответственных по связям со старообрядцами. На местах эта работа доверяется единоверческим священникам.

Однако можно отметить существенные сложности в становлении единоверия.

Прежде всего, крайняя разобщенность. Приходы живут сами по себе, и мало связаны между собой. Их взаимодействия обусловлены личными симпатиями и антипатиями единоверческих батюшек. Одна из причин разобщенности отсутствие в единоверии координационных структур и своего епископата.

Результатами данной ситуации является очень вялая совместная работа приходов. Прежде всего, недостаточная осознанность необходимости такой работы и как следствие, отсутствие ее программы и реальных действий.

У единоверия чрезвычайная миссия. С одной стороны оно служит сохранению в рамках единой Православной церкви древнерусского святоотеческого благочестия, а так же пропаганде старого обряда среди новообрядцев. Пропаганде традиционного знаменного унисонного пения, погружательного крещения, двуперстия и т. д. Мы все хорошо помним, что святейший Патриарх Кирилл назвал старый обряд – эталонным.

С другой стороны, объективно единоверие служит цели преодоления раскола Русской Церкви. Оно показывает, что в рамках одной церкви, при единстве догматического учения, могут существовать приходы с разными обрядовыми особенностями. Но можем ли мы реализовать данные задачи. На мой взгляд, недостаточно. Наша соль перестала быть соленой. Ну а такую соль выбрасывают, она не нужна.

Прежде всего, необходимо изменить отношения к этой проблеме. Желательно, что бы совместная работа определялась не симпатиями и антипатиями, а осознанием значимости наших задач, общего дела.

Желательно научиться приходам эффективно решать, общи проблемы. Эта работа должна быть регулярной.

Можно предложить следующие направления совместной работы:

Совместные богослужения. По возможности по кругу в разных единоверческих приходах страны. Примером может служить совместное богослужение единоверцев Москвы и Петербурга, которое состоялось 3 июня 2011 года в храме Санкт-Петербургской духовной академии.

Организация совместных концертов церковного хорового знаменного пения. Примером может служить концерт знаменного пения, который состоялся 2 июня 2011 в Санкт-Петербурге. В нем приняло участие более 10 хоров. Видео отчет о концерте представлен на нашем сайте edinoverie-spb.ru

Организация тематических и юбилейных конференций.

Организация круглых столов для обсуждения актуальных проблем. Это могут быть мероприятия для единоверцев, а так же с приглашением представителей новообрядческих и старообрядческих разных согласий приходов.

Для обеспечения этой работы желательно создание координационного центра с широким участием мирян.

В заключение доклада хотелось бы довести до вашего сведения информацию об инициативе мирян Санкт-Петербурга. Они предложили для обсуждения проект обращения к Церковным властям о восстановлении единоверческого епископата. Его можно обсудить как отдельная тема конференции.