Посты в Православии. Великий пост.
08.03.2011 03:23

У древних иудеев пост заключался в отказе от еды, питья, увеселений и супружеских отношений на одни сутки. Постились в надежде получить ответ Бога на свои молитвы или отпущение грехов. В особо серьезных обстоятельствах пост держали и по три дня. Известен трехдневный пост Эсфири, трехдневный пост ап.Павла после его встречи с Христом. Более длительные посты, в течение которых разрешалось только питье, но не пища, держали  пророки, например Пророк Моисей (Исх. 34. 28) при даровании Заповедей (дважды) и Пророк Илия (3 Цар. 19, 8). Как правило, посты иудеев были однодневными. Постились в знак траура по случаю смерти близких, молясь перед важными событиями в жизни, для предотвращения или смягчения бедствий, а также раскаиваясь в совершенных проступках. Три ежегодных однодневных поста были связаны с осадой, взятием и разрушением Иеросалима, еще один - с гибелью Гедалии бен Ахикама, последнего наместника Иудеи, и еще один — День Искупления — с вторым получением Скрижалей, все эти посты сохранились у иудеев до настоящего времени. Однако даже однодневные посты часто исполнялись иудеями в те времена весьма формально. Сам Господь через пророка Исайю говорил им тогда (Ис. 58, 1–14): "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал..? … Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся," - так учил древних иудеев Господь активному доброделанию и смирению во время поста.
Некоторые из иудеев ко времени пришествия Христа добровольно постились даже два раза в неделю, что считалось тогда проявлением стремления к благочестию. Очень многие постились напоказ, демонстрируя всем окружающим свой изможденный вид. В Евангелии от Луки упомянут один такой фарисей, вот его слова: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю..." (Лк. 18, 11–12)  Христос учит нас совсем другому отношению к посту. "Егда поститеся", говорит он, - "не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся. Аминь, аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою. Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый: яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему иже втайне: и Отец твой видяй втайне, воздаст тебе яве" (Мф.6:16-18).
Общеизвестно, что сам Христос держал сорокадневный пост в пустыне (Мф. 4. 2), готовясь к проповеди и борясь с врагом рода человеческого. Первые христиане, помня слова Спасителя "когда отнимется у них Жених, ... тогда будут поститься", ввели у себя практику поста. Очевидно, это был также полный отказ от пищи и питья в течение суток. Известно, что св. Апостолы держали пост, решая вопрос, кого направить на проповедь в чужие страны (Деян. 13, 2,3), а также когда молились за своих братьев, направившихся проповедовать слово Христово другим народам (Деян. 14, 23). По примеру еврейских праведников, христиане также стали держать пост дважды в неделю, но не во вторник и четверг, как иудеи, а в среду и пятницу. В древнехристианском тексте "Дидахе" ("Учение Господа народам через 12 апостолов", конец I — начало II века.) сказано: "Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой". У иудеев  неделя начиналась с воскресного дня. Значит, второй и пятый дни – это понедельник и четверг. Другой известный документ древности, "Дидаскалия" ("Наставление апостольское", III век) сообщает нам, что правило еженедельного поста соблюдается потому, что в среду иудейские священнослужители решили схватить Спасителя, а в пятницу Он был распят. В "Апостольских Постановлениях" ("Постановления святых Апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского", 380 г.), о посте среды и пятницы сказано следующее: "В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься – в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал". Таким образом, в IV веке пост среды и пятницы прочно связывается с темой Страстей Христовых.

Современная система постов в Православии исчерпывающе описана в Номоканоне и Типиконе,   также сведения о постах присутствуют в Минеях, Часослове и Триодях. Посты бывают однодневные и многодневные. Из многодневных постов более других известен, важен и строг Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения.

Соблюдая Великий пост, христианин следует Самому Спасителю. Издревле через Великий пост как первое испытание проходили стремящиеся принять Крещение. Имеются письменные свидетельства многих раннехристианских писателей  (таких как Ипполит Римский, Тертуллиан, Епифаний, Августин, Иероним), что 40-дневный пост перед Пасхой был установлен еще апостолами, по примеру ветхозаветных пророков Моисея и Илии и Самого Спасителя. Традиция 40-дневного Великого поста повсеместно в Церкви была принята ко II в.
К Великому посту необходимо готовиться три седмицы. При этом седмицей именуются все семь дней недели, а неделей называется воскресный день. Эти недели и седмицы следующие. Неделя о мытаре и фарисее, за которой следует седмица "всеядная" или "сплошная", затем -  Неделя о блудном сыне, за которой следует мясопустная (последнюю седмицу разрешается мясо) седмица, суббота которой отмечается как вселенская родителева суббота. Затем - неделя о страшном суде (называемая также мясопустной). Последняя седмица перед постом — Сырная седмица, именуемая также Масленицей. Непосредственно предшествует посту Сырная неделя, называемая также Прощеным воскресеньем.
1-я седмица Великого поста называется "Феодоровой неделей" в честь великомученика Феодора Тирона, предупредившего римских христиан об осквернении пищи идоложертвенной кровью. В пятницу в память о его подвиге совершается благословение колива (кутьи). Понедельник в народе называется "Чистым понедельником": в этот день принято чистить дом от "духа масленицы", мыться в бане, надевать на себя чистую одежду, чтобы встречать пост в чистоте.
Первая Неделя поста — Торжество православия: возглашается "вечная память" всем скончавшимся защитникам веры православной и "многая лета" — здравствующим верным. До 1919 года совершалось также анафематствование ересей, а ещё раньше — и государственных преступников.
Вторая Неделя Великого поста — память великого богослова свт. Григория Паламы.
Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная: после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным.
4-я седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда — Преполовение Святой Четыредесятницы (в просторечии Средокрестье) 
Четвёртая Неделя — переходящая память прп. Иоанна Лествичника.
Пятая Неделя — память прп. Марии Египетской.
Шестая седмица — седмица ваий, в пяток которой завершается Святая Четыредесятница; суббота — Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота).
Шестая Неделя — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), двунадесятый праздник. После него начинается Страстная седмица.

Трапеза во время Великого поста должна отвечать следующим требованиям:

 

  • полностью запрещаются "скоромные" продукты;
  • есть можно один раз в день, вечером; но по субботам и воскресеньям — два раза, в обед и вечером;
  • в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;
  • во вторники и четверги — горячая пища без масла;
  • по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме Великой субботы);
  • в первый день поста и в Великую пятницу ничего есть не положено;
  • в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи;
  • рыба разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную Седмицу) и в Вербное Воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу разрешается икра (но не рыба).


Основные продукты этого поста — хлеб, соления и варения из овощей и фруктов, а также овощи, фрукты, овощные и фруктовые консервы, сухофрукты. Особо строго следует соблюдать пост в первую и в Страстную седмицу.