О работе Круглого стола по проблемам старообрядных приходов РПЦ
10.02.2010 01:20

Публикуем интервью с отцом Петром, настоятелем нашего прихода, побывавшим на XVIII Международных Рождественских чтениях в Москве и принимавшим участие в работе Круглого стола по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви.

Вопрос: Отец Петр, в Москве проходили Рождественские чтения, в работе которых вы принимали участие. Расскажите о впечатлениях.
Ответ. 28 января в конференц-зале храма Христа Спасителя в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений проходила конференция, посвященная старому обряду. В ней принимали участие представители Русской Православной Церкви, старообрядческих согласий и старообрядных приходов РПЦ. Тематика докладов была чрезвычайно широка, начиная от аналитического сравнения содержания нового Типикона и Церковного Ока и заканчивая вопросами частных биографий тех или иных деятелей Единоверия и старообрядчества или вопросов изъятия церковных ценностей в советский период у старообрядческих и единоверческих приходов.
29 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове г. Москвы прошел Круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви (канонические и правовые аспекты). В нем приняли участие: единоверческое священство ряда городов России, а также представители биритуальных православных приходов РПЦ.
Вопрос. Отец Петр, почему именно данная тема была предложена для Круглого стола?
Ответ: Можно отметить следующие причины. Прежде всего, в 2010 году приходы Русской Православной Церкви должны принять новый типовой приходской Устав. В частности, это касается и старообрядных приходов. Известно, что единоверческие (старообрядные) приходы до революции и в советское время имели особый статус, закрепленный в правилах Единоверия, который выполнял охранительные функции, то есть способствовал сохранению единоверческих приходов в РПЦ. Это прежде всего право приходов выбирать из своей среды кандидатов в священство, с последующим их рукоположением правящим архиереем. Далее, это право на сохранение богослужения по дониконовским уставам, богослужебным книгам и традициям; право на прямое подчинение правящему архиерею, минуя институт благочинных; право на частичную хозяйственную и административную автономию. Хочу еще раз отметить. что эти особенности были направлены не на выделение из Русской Православной Церкви, не для порождения нового раскола, а для укоренения и сохранения Единоверия в Церкви. Исходя из этого, единоверческие приходы заинтересованы в возможности иметь собственный типовой приходской устав. Можно сказать, что это частная, конкретная причина тематики Круглого стола, но есть и более глобальная причина. Дело в том, что со времени Московского собора 1917-1918 годов в Русской Православной Церкви не обсуждался вопрос о статусе Единоверия в составе Церкви в новых исторических условиях. Этот вопрос требует осмысления.
Вопрос: Отец Петр, какие решения были приняты участниками Круглого стола?
Ответ: Было принято решение обратиться к Священноначалию Русской Православной Церкви со следующими предложениями.
  1. Изменить наименование «старообрядные приходы Русской Православной Церкви» на «православные старообрядческие (единоверческие) приходы», которое было принято на Первом Всероссийском единоверческом съезде (1912 г.) .

  2. Предусмотреть в тексте Устава Русской Православной Церкви существование в ее составе православных старообрядческих (единоверческих) приходов.

  3. Благословить разработку предложений по содержанию собственного типового приходского устава, отличающегося от общецерковного констатацией факта, что богослужения в приходе совершаются по дораскольным книгам и уставам, а при назначении в такой приход священнослужителей целесообразно учитывать мнение приходского собрания, имеющего право предлагать свою кандидатуру правящему Преосвященному.

  4. Рассмотреть возможность возвращения к централизованной канонической форме управления православными старообрядческими (единоверческими) приходами с учетом Определения о Единоверии Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

  5. Констатировать факт существования в РПЦ биритуальных православных приходов, практикующих в своей богослужебной деятельности применение как старого, так и общецерковного обрядов. Деятельность таких приходов соответствует духу и содержанию решений Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятв на старые обряды, способствует привлечению к церковным Таинствам старообрядцев, находящихся в расколе.

 

Вопрос: отец Петр, каковы Ваши впечатления о продуктивности работы Круглого стола?

Ответ: Прежде всего, мы надеемся, что работа Круглого стола будет полезна для дальнейшего становления старообрядческих (единоверческих) приходов в Русской Православной Церкви. Также хотелось бы отметить, что в течение многих десятилетий не проводились подобные Круглые столы. Единоверческие приходы были разобщены, отсутствовал конструктивный диалог и обсуждение насущных вопросов. В основном общение сводилось к личным контактам между священниками. Надеюсь, что данный прецедент положит начало совместной работы приходов, которая была характерна для Единоверия до революции.