Единоверие. 200 лет. (отрывки из книги)
10.01.2010 16:20

 

С учреждением Единоверия начался трудный и не всегда успешный процесс преодоления Русского Церковного раскола, уходящего своими корнями в середину XVII века. Единоверие служит задаче примирения и воссоздания Церковного единства на Руси. Оно исповедует принципиально важную мысль о том, что при общности догматического учения обрядовые различия не являются достаточным основанием для разделения верующих. Старый и новый обряды равночестны и могут сосуществовать в рамках единой Церкви. Всей своей исторической судьбой Единоверие воплощало стремление к преодолению разделения. При сохранении до настоящего времени разделения верующих по обрядовому признаку в целом ситуация существенно изменилась. На смену былому взаимному неприятию и бессмысленным упрекам, пришло взаимное уважение, стремление к пониманию и диалогу между сторонниками старого и нового обрядов. И в этом заслуга в частности и Единоверия.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ноябре - декабре 2000 года в Москве и в Санкт-Петербурге проходили торжественные мероприятия, посвященные двухсотлетию учреждения Единоверия. В них приняли участие представители большинства единоверческих приходов России и зарубежья, а так же представители иных старообрядческих согласий. 27 ноября 2000 года, в день памяти Святаго апостола Филиппа и Святого Григория Паламы, архиепископа Солунскаго, впервые более чем за три столетия, отделяющих нас от начала Церковной реформы Патриарха Никона, в Успенском соборе Московского Кремля, было совершено богослужение по древлеправославному чину. Юбилейную конференцию, проходившую в Даниловом монастыре, открыл приветственным словом Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2. На конференции были представлены мало известные данные по истории Единоверия, обсуждалось его современное состояние.

До революции по проблемам Единоверия был опубликован значительный объём работ. В советский период издания по этой теме единичны. Большинство верующих и тем паче неверующих имеют приблизительные, а часто ошибочные представления о том, что такое Единоверие.

В данной публикации сделана попытка несколько, изменить сложившуюся ситуацию. В ней представлены материалы по истории Единоверия, доклады юбилейных конференций, посвящённых двухсотлетию Единоверия, архивные документы и труды видных деятелей этого направления Русской Православной Церкви.

 

Священник Пётр Чубаров.

Юбилейные торжества, посвящённые 200-летию учреждения Единоверия в России.

 

В 2000 году Русская Православная церковь отмечала две крупные юбилейные даты: двухсотлетия христианства и двухсотлетия учреждения Единоверия в Русской Православной Церкви.

В 1999 году Единоверческие приходы России приняли решение о создании организационной комиссии для подготовки и проведения праздничных торжеств. Была разработана программа юбилейных мероприятий, которую утвердил и благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси

Алексий II.

Архиереи Русской Православной Церкви оказывали большую помощь единоверцам в процессе подготовки к юбилею. Особенную заинтересованность в этой работе проявили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

На подготовительном этапе организационной комиссии удалось связаться и разослать приглашения большинству Единоверческих приходов России, Зарубежья и приходам иных староверческих согласий с предложением принять участие в торжествах.

Были подготовлены доклады для проведения научно-богословской конференции в Москве и Санкт-Петербурге. В этой работе приняли участие священники единоверческих приходов, миряне, представители ряда научных учреждений.

Некоторые затруднения возникли при организации выставки <200 лет Единоверия в Русской Православной Церкви>, которые были успешно разрешены при активном содействии потомков единоверческих семей Санкт-Петербурга.

Особо хотелось бы поблагодарить Константина Кирилловича Иванова и Владислава Валентиновича Прохорова, любезно предоставивших фотоматериалы и документы из своих личных архивов.

Были решены вопросы принятия и размещения участников юбилейных торжеств. В Москве приём гостей был организован митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, а так же единоверческим приходом церкви святителя Николы в Студенцах (настоятель священноинок Пётр Васильев). В Санкт-Петербурге организационные заботы на себя взял приход Единоверческой Никольской церкви на улице Марата (настоятель - священноиерей Пётр Чубаров).

Официальным юбилейным торжествам предшествовало сослужение настоятелей основных Единоверческих приходов России, которые утром 26 ноября 2000 года отслужили праздничную литургию в церкви святителя Николы в Студенцах. По окончании службы была организована экскурсия по единоверческим местам Москвы и Подмосковья, а так же решались организационные вопросы.

 

 

<Паломнический центр> Московской патриархии разместил прибывших на торжества в гостинице <Университетская>.

В день памяти святого апостола Филиппа и святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, 27-го ноября 2000 г. в Москве начались торжества, посвящённые 200-летию Единоверия в России. В них приняли участие представители большинства старообрядческих /единоверческих/ приходов Московской патриархии, а так же других староверческих согласий:

1. Приход церкви Святителя Николы в Студенцах, город Москва, настоятель священноинок Пётр.

2. Приход церкви Михаила архангела, село Михайловская Слобода, Московской области, настоятель священноинок Иринарх.

3. Приход церкви Спаса-Преображения Господня, город Куровское, Московской области, настоятель Священноиерей о. Дмитрий.

4. Приход церкви Владимирской иконы Божией Матери, село Осташево, Московской области, настоятель священноиерей о. Сергий.

5. Приход церкви Святителя Николы на улице Марата, г. Санкт-Петербург, настоятель священноиерей о. Пётр.

6. Приход церкви г. Нижний Тагил, Екатеринбургской области, настоятель священноиерей о. Леонтий.

7. Приход церкви Покрова Богородицы, село Малые Мурашки, Нижегородской области, настоятель священноиерей о. Василий.

8. Единоверческий священник священноиерей о. Антоний, г. Ростов.

9. Приход часовни Тихвинской иконы Божией Матери, посёлок Павлово на Неве, Ленинградской области, председатель приходского совета Чиж С. З.

10. Представители единоверческих общин Пскова, Нижнего Новгорода.

11. Приход храма Рождества Христова, город Ири, штат Пенсильвания, С.Ш.А. - РПЗЦ., о. Иоанн.

12. Представитель Поморской старообрядческой Гребенщиковой общины город Рига (Латвия), старший наставник Иоанн Миролюбов.

13. Представители Древлеправославной Поморской церкви Белоруссии,

14. Председатель Поморской старообрядческой общины город Минск - Клементьев В. Е.

15. Представители Поморских старообрядческих общин Литвы.

16. Представители поморских общин г. Москвы и других городов России.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, в стенах Успенского Собора Московского Кремля единоверческие священники по древнему чину совершили молебен Спасу. Возглавлял богослужение священноинок Пётр, настоятель храма Николы в Студенцах.

На службе присутствовали иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Со всей России прибыли в Московский Кремль верующие, на которых незабываемое впечатление произвела красота древнего знаменного пения сводного хора единоверцев и староверов в стенах Успенского Собора (головщик церкви Николы в Студенцах - Устинов А. Г.).

Молящиеся испытывали чувства большой значимости происходящего, понимая, что за последние 350 лет это первое древлеправославное богослужение в Успенском Соборе, в который вернулось исконное древнее благочестие.

Богослужение завершилось проповедью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в которой он тепло поздравил присутствующих с юбилеем. Отметив, что его радует единение в Соборе старообрядцев разных согласий, что является залогом преодоления церковных разногласий. Владыко подчеркнул ошибочность русской государственной и церковной политики, приведшей к разделению верующих в середине 17 века. Им было отмечено: <Сегодня, с высоты веков, прошедших с момента разделения, многое выглядит иначе, чем в то время, когда происходило трагическое разделение в недрах нашей церкви. С дальнего расстояния исторические события выглядят яснее потому, что всякого рода муть, поднимаемая сильным историческим движением, оседает, историческая толща веков становится более прозрачной, события выглядят более ясными, и судить о них можно более беспристрастно и верно...

 

Мы знаем, что это явление (Единоверие - прим. ред.) имеет разное к себе отношение, но, пройдя определённую историческую дистанцию, мы можем с большей вероятностью говорить о большом, непреходящем историческом значении этой ветви в жизни Русской Православной Церкви. Я хотел бы от всего сердца приветствовать всех Вас, дорогие братья и сестры, и единоверцев, и старообрядцев, которые не находятся в молитвенном и евхаристическом общении с Русской Православной Церковью, но являются органической частью той великой духовной традиции, опираясь на которую только и выживет сегодня наш народ и наше Отечество>.

В завершении, прощаясь с Успенским Собором, верующие приложились к мощам святых первоиерархов Русской Православной Церкви.

Затем, в Свято-Даниловом монастыре прошла юбилейная конференция. Её открыл приветственным словом Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: <Чадам Русской Православной церкви, сохраняющим в богослужении древние русские обряды в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата>.

На конференции председательствовал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В ее работе приняли также участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, епископ Тихвинский Константин, Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с обширным докладом по истории Единоверия. Им были затронуты актуальные вопросы, стоящие перед современным Единоверием. В частности: о возобновлении единоверческого епископата, об изменении официального названия единоверческих приходов, о богословском обосновании возможности существования в рамках единой Церкви разных обрядовых традиций при общности догматического вероучения, о дальнейших путях развития Единоверия.

Критический анализ истории становления Единоверия отразился в докладе старшего наставника Рижской Гребенщиковской старообрядческой Поморской общины о. Иоанна Миролюбова. Выступая, он акцентировал на значительный нереализованный потенциал Единоверия в деле объединения русских православных верующих.

С докладами так же выступили:

Настоятель Единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах священноинок Пётр - <Современное положение Единоверия и единоверческих приходов>.

Председатель приходского совета часовни Тихвинской Божией Матери пос. Павлово на Неве - Чиж С. З. <Значение знаменного пения в древлеправославном богослужении>.

Участники конференции активно и с интересом обсуждали проблемы, предложенные в докладах.

При обсуждении заключительного документа конференции, единоверцы предложили внести на рассмотрение Святейшего Синода Русской Православной Церкви вопрос об изменении названия <диноверия> на название <Старообрядные приходы Московской Патриархии>, а так же о возможности воссоздания Единоверческого Епископата.

 

Юбилейные торжества в Москве завершились 28 ноября, 2000 года и были продолжены в декабре 2000 года в городе Санкт-Петербурге.

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в день памяти благоверного великого князя Михаила Тверского, 5 декабря 2000 года в церкви во имя Владимирской Божией Матери был отслужен торжественный молебен единоверческими священниками с различных приходов России.

Санкт-Петербургскую и Ладожскую епархию представлял благочинный Центрального района, настоятель собора во имя святого Равноапостольного князя Владимира - протоиерей Владимир Сорокин. На клиросе пел сводный единоверческий хор, (головщица Никольской Единоверческой церкви - Галанёва Л. П.).

По окончании молебна Тихвинской иконе Божией Матери, гости совершили экскурсию в бывшую Никольскую Единоверческую церковь на улице Марата, где в настоящее время, в нарушении Божиих законов, находится музей Арктики и Антарктики. Осквернение храма произвело тягостное впечатление на пришедших единоверцев. Особенным святотатством является расположение в алтарях церкви административных и коммерческих структур музея.

Закрытие храма в 1932 году сопровождалось физическим уничтожением клира и значительной части прихожан. Сохранение музея в стенах многострадальной Единоверческой церкви есть продолжение политики геноцида единоверцев в Санкт-Петербурге.

Вечером того же дня, в доме-музее Ф. М. Достоевского была открыта выставка, посвящённая истории Единоверия в России, на которой были представлены уникальные архивные материалы, фотодокументы, богослужебные книги единоверческих типографий, старообрядческие предметы церковного культа. Часть экспонатов происходила из личного архива последнего старосты Никольской Единоверческой церкви академика Ухтомского А. А.

В конференц-зале под председательством священноиерея Петра Чубарова была проведена историко-богословская конференция. На ней были зачитаны следующие доклады:

1. <История становления Русского Православного Единоверия>. -священноиерей Пётр Чубаров, настоятель прихода Никольской Единоверческой церкви г. Санкт-Петербурга.

2. <диноверческие епископы>. - Бовкало А. А. - зам. директора библиотеки Духовной Академии и Семинарии г. Санкт- Петербурга.

3. <Из истории единоверческих монастырей России>. - Бовкало А. А.

4. <ховная природа человека в концепции академика Ухтомского А. А.>. - Соколова Л.В. - старший научный сотрудник Института физиологии им. Ухтомского А. А., при Санкт-Петербургском Государственном Университете.

5. <кадемик Ухтомский А. А. - прихожанин Никольской Единоверческой церкви Санкт-Петербурга>. - Павлов В. Н. - член приходского совета Никольской Единоверческой церкви г. Санкт-Петербурга.

6. <Значение знаменного пения в древлеправославном богослужении>. - Чиж С. З. - председатель приходского совета часовни Тихвинской Божией Матери, посёлок Павлово на Неве, Ленинградской области.

В прениях выступили:

Священноиерей Пётр Чубаров по вопросу о передачи верующим предела Тихвинской иконы Божией Матери Никольской Единоверческой церкви Санкт-Петербурга. Где отметил, что, несмотря на выигранные судебные процессы, администрация музея Арктики и Антарктики, располагающаяся в стенах храма, упорно отказывается освободить переданные властями города церковные помещения.

Благочинный Центрального района протоиерей Владимир Сорокин, который отметил большую роль Единоверия в преодолении церковного раскола. Проанализировал его дальнейшие пути развития как канонической части Русской Православной Церкви.

Председатель комитета по связям с религиозными организациями мэрии Санкт-Петербурга Порецкина Э. Н. выразила искреннее сожаление по поводу ситуации возникшей вокруг единоверческой общины Санкт-Петербурга. Указала на трагичность и недопустимость отсутствия храма у сложившегося единоверческого прихода.

6-го декабря 2000 года, единоверческие священники провели панихиду на могиле государя императора Павла 1. в Петропавловском соборе.

7-го декабря 2000 г. на Волковском кладбище, на могиле Ухтомского А. А. была отслужена панихида, на которой присутствовали единоверцы и представители института физиологии им. А. А. Ухтомского.

Юбилейные торжества, прошедшие в Москве и Санкт-Петербурге, были достойным вкладом в развитие Единоверия в России. Их положительным итогом явилось:

а) Создание координационной комиссии Единоверческих приходов.

б) Развитие диалога между Русской Православной Церковью и старообрядцами различных согласий.

в) Осознание единоверцами России своих внутренних задач, перспектив развития в преодолении церковного раскола и понимания своей охранительной роли в недрах Русской Православной Церкви.

Священник Пётр Чубаров, Павлов В. Н.