Божественная литургия по древнерусскому богослужебному чину в Успенском патриаршем соборе Московского Кремля PDF Печать E-mail
Автор: иерей Евгений Саранча   
27.02.2013 01:04

Публикуем на нашем сайте материал о богослужении в Успенском соборе Кремля в ознаменование 100-летия I Съезда единоверцев. Автор статьи - священник единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии Евгений Саранча.

Божественная литургия по древнерусскому богослужебному чину в Успенском патриаршем соборе Московского Кремля

12 января в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля в день памяти святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, была совершена Божественная литургия по древнерусскому богослужебному чину в ознаменование столетия Первого Всероссийского единоверческого съезда, проходившего в Санкт-Петербургес 22 по 29 января 1912.
В январе прошлого года во время работы секции «Старый обряд в лоне Русской Православной Церкви», представителями единоверческих приходов было принято решение просить Священноначалие о благословении на проведение торжеств по поводу данного юбилея. Среди прочего была выражена просьба и о служении молебна в Успенском соборе Московского Кремля.
Святейший Патриарх Кирилл благоволил даровать свое благословение на совершение Божественной литургии древнерусским чином, пригласив к этому богослужению священнослужителей — членов Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, духовенство и прихожан единоверческих приходов. Возглавить торжества Святейший Патриарх благословил Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского.
Единоверцы с чувством искренней благодарности откликнулись на приглашение Святейшего Патриарха. Под мудрым руководством Высокопреосвященнейшего Ювеналия была проведена обширная работа по подготовке торжества.
И вот настал долгожданный день! К праздничному торжеству в Московский Кремль собрались единоверцы из Москвы и Подмосковья,Санкт-Петербурга и области, Екатеринбургской, Нижегородской и Пензенской митрополий. Владыке Ювеналию сослужил епископ Гомельский и Жлобинский Стефан и единоверческое духовенство: настоятельМихаило-Архангельскогохрама села Михайловская Слобода священноигумен Иринарх (Денисов), настоятель Никольского храма в Студенцах города Москвы священноигумен Петр (Васильев), настоятель Никольской единоверческой общиныСанкт-Петербургапротоиерей Петр Чубаров, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством священноиерей Иоанн Миролюбов, настоятель храма Новомучеников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов, настоятельСпасо-Преображенскойобщины города Куровская Московской епархии священноиерей Димитрий Кузнецов, настоятель Покровского храма села Малое Мурашкино Нижегородской митрополии священноинок Сергий (Гапонов), клирикМихаило-Архангельскогохрама села Михайловская Слобода священноиерей Евгений Саранча, клирик Покровского храма в Рубцово священноиерей Андрей Фастов, настоятельМихаило-Архангельскогохрама города Верхний Тагил Екатеринбургской епархии священноиерей Сергий Комаров, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Осташово священноинок Антоний (Аненко), настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери селаПавлово-на-НевеСанкт-Петербургскойепархии священноиерей Сергий Чиж, клирикМихаило-Архангельскогохрама села Михайловская Слобода диакон Игорь Краев, а также личный секретарь митрополита Ювеналия иеромонах Николай (Летуновский) и диакон Илия Быков. Богослужение совершалось по архиерейскому чиновнику, изданномуТроице-Введенскойединоверческой типографией в 1910 году на основе рукописей XV и XVI столетий и рекомендованному к употреблению Первым Всероссийским единоверческим съездом.


Высокопреосвященнейший Ювеналий прибыл в заполненный богомольцами Успенский собор в 8 часов утра. Владыку встретили со следующим чином: после облачения в мантию, целования святого креста и ограждения им всего служащего духовенства старший диакон Илия Быков возгласил: «Премудрость. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иеросалима во вся дни живота твоего всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь». Святитель ответил: «Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне» и, сопровождаемый пением стихов «Буди имя Господне благословено от ныне и до века, от восток солнца и до запад, хвально имя Господне», прошествовал к амвону, где были совершены приходные поклоны и входные молитвы.
Последовал возглас священноигумена Иринарха к началу службы часов и хор ответствовал пением молитвы Святому Духу «Царю Небесный». Собор наполнился звуками древнерусского знаменного роспева. Мощное унисонное пение клиросаМихаило-Архангельскогоединоверческого храма под руководством Сергия Степанова, усиленного певчими города Москвы и Санкт-Петербургскойепархии словно вернуло богомольцев в середину семнадцатого столетия — в те времена, когда во всей Руси богослужение совершалось подобным образом.
За чтением третьего, шестого и девятого часов, а также изобразительных последовал отпуст, сказанный священноигуменом Иринархом, после чего все служащее духовенство из алтаря прошествовало к кафедре святителя.
Началу Божественной литургии предшествовали общие молитвы иерархов и духовенства о низпослании помощи Божией для совершения предстоящей службы.
Антифоны пели на первый глас. На блаженных, которые исполнялись с канонархом, звучали песнопения канонов Рождеству Христова и святителю Макарию Московскому.
Исполнение Трисвятой песни имело свои особенности. Сначала ангельскую песнь пели трижды на клиросе, затем Трисвятое возглашалось в алтаре на греческом языке, чередуемое с возгласами святителя: «Господи, Господи, призри с небеси, и виждь, и посети виноград сей, и соверши и, яже насади десница Твоя. Буди рука Твоя на мужа, десница Твоя на сына человеча, его же укрепил еси Себе», «Господи Боже сил, обрати ны, просвети лице Твое: и спасени будем» и «Троице Трисвятая: Отче и Сыне и Святый Душе — призри с небеси от святаго Своего и благослови всех нас». Последние два раза Трисвятое пелось вновь на клиросе.
После прочтения первого зачала Апостола правая сторона священнослужителей после целования у святителя палицы перешла на левую, левая же стала направо. Такой переход символически означает прехождение сени Ветхого Завета и наступление времен новой благодати благовестия Христова.
Во время сугубой ектении в ответ на прошение о здравии и спасении Святейшего Патриарха и служащих архиереев алтарь огласился троекратным пением «Кирие, элейсон».
Возглашалась также и заупокойная ектения, на которой Высокопреосвященнейший Ювеналий и диакон Илия Быков сугубо поминали тех, кто внес большой вклад в развитие древнерусской богослужебной традиции в Русской Православной Церкви: Святейших Патриархов, архиереев, включая участников Первого Всероссийского единоверческого съезда, единоверческих епископов, священнослужителей, а также императора Павла, утвердившего учреждение единоверия в 1800 году.
Херувимскую песнь и последующие ектении клирос исполнил демественным роспевом, используемым в древнерусской богослужебной традиции во время архиерейских богослужений и особых торжеств.

При переносе Святых Даров на великом входе диакон Илия и священноигумен Иринарх трижды попеременно возглашали два стиха: «Всех вас да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда и ныне и присно и во веки веком» и «Да помянет Господь Бог всех вас во царствии Своем всегда и ныне и присно и во веки веком». Владыка Ювеналий, принимая святой дискос, вознес молитву о Святейшем Патриархе Кирилле, епископе Стефане, высокопреосвященных митрополитах, архиепископах, епископах, архимандритах, игуменах, священническом и иноческом чине. А епископ Стефан, приняв Святую Чашу, возгласил молитву о чтущих, поющих, предстоящих и всех православных христианах.
После совершения молитв прощения в алтаре, Царские двери вновь были отверсты, и Владыка Ювеналий с дикирием в деснице и крестом в шуице осенял верующих с произнесением тех же слов, которые возглашались во время пения Трисвятой песни. На этот раз на каждое осенение святителя, клирос ответствовал пением «Ис полла эти, деспота».
После совершения Божественной Евхаристии и пения задостойника Рождеству Христову, святитель возгласил молитву о Святейшем Патриархе Кирилле, священноигумен Иринарх — о Высокопреосвященнейшем Ювеналии, а за этим диаконом Илией Быковым на амвоне у иконы Пресвятой Богородицы была прочитана выкличка следующего содержания: «Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, приносящему честныя дары Господеви Богу нашему о честнем презвитерстве и еже о Христе диаконстве, и всего священническаго и иноческаго чина, о державе Руссийстей и о православных людех ея, о пребывании мира, здравии и спасении их, о мире всего мира, и о благостоянии святым Божиим церквам, и о избавлении братии нашей, иже в темницах сущих, о поспешении и укреплении Христолюбиваго воинства. И о спасении людей, о иже предстоящих и помышляющих кииждо их о своих согрешениих и о всех и за вся».
Многие богомольцы приступили ко Святому Причащению в этот праздничный день. Святые Дары преподавались из двух чаш Владыкой Ювеналием и священноиугменом Иринархом.
После отпуста Божественной литургии все духовенство вышло к раке с честными мощами святителя Макария для прославления его памяти. Хор исполнил тропарь, кондак, богородичен и величание святому.
Затем диаконами Илией Быковым и Игорем Краевым были поочередно возглашены многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, Высокопреосвященнейшему Ювеналию и Преосвященнейшему Стефану, богохранимой державе Российской, ее воинству и православным христианам, и всем совершавшим торжество сего дня.
После совершения исходных поклонов, священноигумен Иринарх обратился к архипастырям со следующим благодарственным словом:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко Ювеналий, Ваше Преосвященство, Владыко Стефан, высокочтимые архипастыри!
В вашем лице мы с радостью приветствуем Священноначалие Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословившего совершение сегодняшнего торжества.
В дни работы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов будущий первый единоверческий епископ и священномученик Симон (Шлеев), выражая мнение всех единоверцев, горячо поддержал восстановление Патриаршества в Русской Церкви, назвав при этом будущего Патриарха „собирателем рассеянного“.
И сегодня на нас в какой-томере сбылись эти слова единоверческого святителя: настал день, о котором едва ли могли мечтать наши духовные предки. По зову Святейшего Патриарха мы собрались здесь, в сердце Русской земли, рассеянные в разных концах Руси — прибыли из двух столиц и их окрестностей, из Урала и Поволжья. Собрались в дорогом для каждого русского человека древнем соборе для служения Божественной литургии по чинопоследованию, принятому на Руси при первых пяти Всероссийских Патриархах и в более древние времена — богослужения, которое не совершалась подобным образом в этих стенах более трех с половиной столетий. Успенский собор особенно дорог нам тем, что здесь покоятся святые мощи Московских первосвятителей, в том числе святителя Макария, память которого мы чествуем сегодня.
Для нас, хранителей древнерусского церковного благочестия, имя святителя Макария и подвиг его жизни неразрывно связан с духовным подъемом, который переживало Московское государство в середине ХVI столетия. Все годы первосвятительского служения митрополита Макария отмечены неустанными трудами по устройству церковной жизни и созиданию Святой Руси. Прославление новых русских чудотворцев на Соборах 1547 и 1549 годов, составление Великих Четьих Миней, „Лицевого летописного свода“, „Степенной книги царского родословия“, начало книгопечатания на Руси, устроение новых епархий на территории расширявшегося государства, и наконец, проведение знаменитого Стоглава, определившего строй русской церковной жизни на последующее столетие — все это свидетельства жизненного подвига святителя Макария.
Сегодня мы также вспоминаем труды участников Первого Всероссийского единоверческого съезда, состоявшегося в январе 1912 года в Санкт-Петербурге. Событие это в духовном смысле было продолжением трудов Соборов времен святителя Макария. Ознаменованный участием многих выдающихся архиереев Русской Православной Церкви двадцатого столетия, сонма будущих новомучеников и исповедников Российских, этот съезд стал для единоверцев тем, чем был Стоглав для современников святителя Макария. По словам его участника, миссионера Андрея Михайловича Дмитриевского характерными чертами съезда были „широта взглядов, терпимость, любовь и понимание требований современной жизни“, а осуществление его пожеланий должно было „ознаменовать собой новую эру в истории Православной Церкви“.
Прямым последствием трудов съезда стало обсуждение вопроса о единоверии на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, даровавшего первых единоверческих епископов и провозгласившего единоверцев „чадами единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои с благословения Поместной Церкви при единстве веры и управления совершают церковные чинопоследования по богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, при строгом сохранении древнерусского бытового уклада“, и назвавшего древнерусские обряды „равночестными и равноспасительными“.
В дальнейшем резолюции Первого Всероссийского единоверческого съезда послужили в качестве одного из главных обоснований для решения об отмене клятв на древнерусские обряды, принятого Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1971 году после доклада приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима.
И после 1971 года Священноначалие Русской Православной Церкви последовательно выражало заботу о своих чадах, употребляющих в церковной жизни чины и обряды, бывшие до реформ середины XVII столетия. Так, в 2000 году, в дни празднования200-летияучреждения Единоверия, по благословению Святейшего Патриарха Алексия здесь, в Успенском соборе, был совершен молебен с участием иерархов Русской Православной Церкви и единоверческого духовенства. Обращаясь с приветственным словом к единоверцам, Святейший Патриарх отметил, что „чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общегодуховно-историческогонаследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви“.
Святейший Патриарх Кирилл проявлял чуткую заботу и внимание о единоверцах, еще будучи председателем Отдела внешних церковных связей и митрополитом Смоленским и Калининградским. Мы помним его доклад на Архиерейском соборе 2004 года, посвященный данной теме, а также труды в качестве Председателя Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством. И ныне мы от всего сердца благодарим Его Святейшество за возможность совершить сегодняшнее торжество — за этот Рождественский неоценимый дар, за памятование о чадах Русской Церкви, являющихся держателями древнерусского церковного уклада.
Мы глубоко признательны и Вам, досточтимый Владыка Ювеналий, за то, что на протяжении многих лет Вы не только словом, но и делом, и собственным примером являете подлинный образец архипастырской заботы о единоверческой пастве. Регулярно возглавляя архиерейские богослужения, совершаемые по древнерусскому чину, Вы тем самым наглядно показываете отношение к Единоверию Священноначалия Русской Православной Церкви.
Мы искренне рады тому, что наш сегодняшний духовный пир посетил Владыка Стефан, тем самым засвидетельствовав свою христианскую любовь, примите и Вы наше взаимное глубокое почтение.
Уповаем и надеемся, что сегодняшняя встреча и совместная молитва — это только начало и в будущем подобные события станут доброй традицией, объединяющей всех нас в лоне одной Матери-Церкви.
От всей души и от всего сердца желаем Святейшему Патриарху Кириллу и вам, дорогие наши архипастыри, телесного здравия, душевного спасения и многих лет плодотворных трудов на благо святой веры Христовой и Русской Православной Церкви!»

В ответ Владыка Ювеналий приветствовал духовенство и паству следующими словами:

«Ваше Преосвященство дорогой владыка Стефан, дорогой отец Иринарх, возлюбленныебратья-пастыри, дорогие чада церковные — братья и сестры!
Горячо и сердечно поздравляю вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова, который отмечает ныне вся наша православная Святая Русь.
Богослужение, которое мы совершили сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вернуло нас в седую древность. Три с половиной столетия святые исторические стены Успенского собора Московского Кремля не оглашались этой древней молитвой, которую мы воскресили в наших сердцах, мыслях, наших песнопениях и молитвословиях.
Святейший Патриарх с радостью благословил желание единоверцев через сто лет с того времени, когда был проведен Первый Всероссийский единоверческий съезд, показать, что наша Церковь едина, что древние и новые обряды одинаково спасительны и самое главное — мы свидетельствуем о нашем единстве во Христе Спасителе.
В этих молитвах сегодня мы горячо и сердечно испрашиваем у Господа благоденственного и мирного жития для нашей святой Поместной Церкви, для ее спасительной миссии на земле. Мы молились о богохранимой державе Российской, о народах, населяющих ее, чтобы мир, благоденствие, согласие и единомыслие царствовали в сердцах людей.
Спасибо вам, прибывшим из разных концов земли, чтоб соединиться в этой братской и сестринской молитве. Пусть молитвы, которые мы сегодня возносили от наших сердец, дойдут до Престола Божия и исполнит Господь наши прошения. Вместе с тем устным приветствием и благословением, которое просил меня Святейший Патриарх Кирилл передать всем вам, он направил нам и свое патриаршее обращение, которое я сейчас оглашу для вас».

Затем Владыка огласил следующее Патриаршее обращение к участникам богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в память100-летияПервого Всероссийского единоверческого съезда:

«Преосвященные архипастыри,
всечестные пастыри и боголюбивые иноки,
возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас со 100-летнемПервого Всероссийского единоверческого съезда. Знаменательно, что эта дата молитвенно отмечена совершением в Успенском соборе Московского Кремля Божественной литургии и особым молением святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси. После перерыва в три с половиной столетия ныне вновь в этих древних стенах, помнящих и святителя Макария, и Стоглавый Собор, была совершена Божественная литургия древним чином.
Раскол XVII века нанес болезненную рану телу нашей Церкви, стал одним из самых тяжелых испытаний за все время ее существования. События той эпохи разделили православный народ, поставили перед ним важные вопросы о сущности христианских ценностей и их месте в жизни человека. Была нарушена заповедь Спасителя: „Да будут все едино“ (Ин. 17:21), — а вместе с этим произошла и национальная трагедия, последствия которой оказались губительны для народного самосознания.
Перед Русской Церковью встала насущная проблема поиска путей к преодолению разделения. И этот поиск оказался нелегким. Если в древней Церкви вполне допускалось сосуществование разных обрядовых традиций при единстве в исповедании догматов веры, то для церковного сознания XVII -XVIII столетий это перестало быть возможным. К тому же сказывалось предвзятое отношение к древнерусским церковным обычаям, предполагаемым несовершенством которых и обосновывалась необходимость обрядовых реформ XVII века. Но все трудности преодолела христианская любовь к единокровным братьям, и, по представлению митрополита Московского Платона, 27 октября 1800 года Единоверие было учреждено указом императора Павла I.
Последующее столетие привело к переоценке многих событий прошлого. Объективные научные данные, полученные, прежде всего, историками и литургистами в православных духовных академиях, немало способствовали изменению прежних взглядов на древние русские церковные обряды. В церковном сознании вновь стал проявляться живой интерес к собственному духовному наследию: иконописи, архитектуре, знаменному пению.
Русская Православная Церковь после Поместного Собора 1971 года, которым была признана равночестность и равноспасительность древних и новых русских богослужебных обрядов, неоднократно свидетельствовала о том, что древнее русское литургическое наследие — это часть нашей общей церковной сокровищницы. Все вместе мы должны беречь это наследие, ставшее неотъемлемой частью вселенского православного Предания. Нынешнее богослужение в этом соборе глубоко символично: именно святитель Макарий послужилкогда-тоделу собирания сведений о русских святых, оставив нам высокий пример жизни во Христе, по образу подвижников древней Руси. Пусть и дальше усиливается наше церковное единство, пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общеенационально-историческоедостояние.
Современное единоверие должно и впредь выполнять свое главное предназначение — способствовать единству русского православного народа. В этом состоит его историческая миссия, этой задачей обусловлено возрастание его роли в общецерковной жизни.
Всем вам, участникам сегодняшнего праздничного богослужения, молитвенно желаю крепости сил и щедрой помощи Божией. Все священнослужители, иночествующие и паства старообрядных приходов Русской Православной Церкви да пребывают и далее с церковной полнотой, хранящей „единство духа в союзе мира“ (Еф. 4:3), дабы мы и впредь едиными устами и единым сердцем славили и воспевали пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Троицы единосущной и нераздельной.

+КИРИЛЛ,
Патриарх Московский и всея Руси»

Затем при пении тропаря и кондака Рождеству Христову, Высокопреосвященнейший Ювеналий проследовал к выходу из Успенского собора, благословив благодарную паству.
Но этим торжество не ограничилось. Владыка Ювеналий простер свою архипастырскую любовь к единоверцам и пригласил многих из присутствовавших на богослужении на праздничный прием и трапезу в стенах Новодевичьего монастыря. Здесь атмосфере братской любви и единения продолжилось духовное общение. После окончания трапезы, ее участники получили от святителя памятные подарки и с чувством искренней благодарности и глубочайшей признательности благодарили его за все оказанные благодеяния.



Священник Евгений Саранча

Ссылка на сайт храма Архангела Михаила